Мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти Российской Федерации, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, а так же хода исполнения соответствующих поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
17 ноября 2020 г. Счетной палатой Псковской области на основании обращения Счетной палаты Российской Федерации проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти Российской Федерации, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, а так же хода исполнения соответствующих поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации».
В соответствии с данными консолидированных Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества Комитета по финансам Псковской области (ф.ф. 0503190, 0503790) по состоянию на 1 января 2020 года общий объем вложений в объекты незавершенного строительства (ОНС) составил 6 264,4 млн.рублей, кассовые расходы с начала реализации инвестиционных проектов составили 8 353,5 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 6 194,8 млн. рублей.
Мониторинг проведен на основании результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, затрагивающих вопросы анализа объемов и количества объектов незавершенного строительства, проведенных у главных распорядителей средств областного бюджета (в рамках внешних проверок бюджетной отчетности за 2019 год): в Комитете по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области, Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области; муниципальных образованиях: Город Псков (Управление городского хозяйства Администрации города Пскова, Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Пскова); Псковский район (Администрация района); Новосокольнический район (Администрация района).
Проведенными контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями за 2019 год, в рамках которых осуществлен анализ и оценка объемов количества объектов незаконченного строительства, выявлены следующие нарушения и недостатки.
Проверкой Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области установлено, что на основании решения Технического совета Комитета по транспорту, оформленного протоколом от 13.12.2019 года, произведено списание суммы капитальных вложений в разработку в 2000-2009 годах проектной документации на строительство обхода г. Пскова, Южное направление, 1 и 2 пусковые комплексы, по причине устаревания данных и неактуальности проектной документации в связи с изменениями нормативной документации и требований к дорожному строительству (ГОСТ, СниП, ОДН и т.п.).
В период с 2009 до 2020 года инвестиционный проект по строительству обхода г. Пскова, Южное направление не реализовывался, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 16,9 млн. рублей, направленных на оплату стоимости проектно-изыскательских работ без дальнейшего их применения.
В ходе проведения проверки годовой бюджетной отчетности Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области установлено, что по данным консолидированного Баланса (ф. № 0503130), Сведений «О вложениях в объекты недвижимого имущества, объекты незавершенного строительства» (ф. №0503190) за 2019 год стоимость фактически сформированных капитальных вложений в объект «Строительство «Социального городка», в т.ч. ПИР» составила 194,7 млн. рублей. Расходы на реализацию инвестиционного проекта в 2019 году не осуществлялись (код статуса объекта 03 «Строительство объекта приостановлено без консервации»).
Строительство социального городка выполняется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» государственной программы Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики». Проект реализуется с 2013 года, в том числе до 2017 года реализация проекта осуществлялась при участии Пенсионного фонда Российской Федерации.
В целях завершения строительства социального городка между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Администрацией Псковской области заключено Соглашение от 16.12.2019 года о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Псковской области субсидии в размере 394,9 млн. рублей на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания мероприятий.
Стоимость вложений в объект государственной собственности, строительство которых приостановлено, а именно объект «Строительство социального корпуса ГБОУ «Идрицкая специальная (коррекционная) школа-интернат» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (объект законсервирован в 2008 году, финансирование приостановлено) составила 9,2 млн. рублей. Расходы на реализацию инвестиционного проекта в 2019 году не осуществлялись.
В ходе проведения проверки установлено, что отсутствие разрешения на строительство и документов, подтверждающих фактические вложения в строительство объекта, возникшее вследствие ликвидации подрядной организации и передачи затрат в 2017 году без документов, в настоящее время не позволяет сформировать стоимость и зарегистрировать объект, не завершенный строительством. В 2018 году был составлен акт визуального осмотра объекта, все документы переданы в Комитет по управлению государственным имуществом области для решения вопроса по регистрации и продаже здания.
Стоимость вложений в объекты государственной собственности, строительство которых не начато (код статуса объекта 04 «Строительство объекта не начиналось»), составила 29,5 млн. рублей, из них:
- 13 млн. рублей – вложения в объект «Строительство гостиничного комплекса и реабилитационного центра, д. Смоленка, Островский р-н, в т.ч. ПИР» (расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию). Проект строительства комплекса и научно-исследовательские работы существующих скважин были выполнены в 2011 году.
В период с 2011 по 2020 год инвестиционный проект не реализовывался, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 13 млн. рублей, направленных на оплату стоимости проектно-изыскательских работ без дальнейшего их применения;
- 16,5 млн. рублей - вложения в объект «Строительство здания фондохранилища ГУК «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с благоустройством прилегающей территории, в т.ч. ПИР» (расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию). Земельный участок под строительство выделен, но сроки и застройщик не определены, кроме того проект подлежит корректировке.
В период с 2011 года по 2020 год инвестиционный проект не реализовывался, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 16,5 млн. рублей, направленных на оплату стоимости проектно-изыскательских работ без дальнейшего их применения.
В ходе проведения контрольного мероприятия в Управлении строительства и капитального ремонта Администрации города Пскова установлено, что в нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 года № 49, инвентаризация объектов незавершенного капитального строительства, законченных строительством объектов, фактически введенных в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, прекращенных строительством объектов, а так же объектов по неосуществленному строительству в части расходов на проектно-изыскательские работы, сумма капитальных вложений по которым числится на соответствующих счетах счета 0 10610000 «Вложения в недвижимое имущество учреждения» Управлением в 2019 году не проведена.
В нарушение пункта 173.1 Инструкции № 191н при заполнении формы 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» статус 15 «Документы не направлены на государственную регистрацию», присвоен объектам, в отношении которых государственная регистрация права собственности и другие вещные права как на объекты недвижимого имущества не осуществляется: стенды мобильные, мобильные санитарно-гигиенические комплексы, выполнение работ по капитальному ремонту, разработка проектно-сметной документации.
Муниципальным образованием «Новосокольнический район» в «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объекты незавершенного строительства» (ф. №0503190) за 2019 год включено 13 объектов со статусом 17 «Акт на ввод в эксплуатацию отсутствует», сметная стоимость которых по состоянию на 01.01.2020 года составляет 114,2 млн. рублей.
Данные объекты незавершенного строительства являются объектами строительства в рамках газификации жилых домов индивидуального жилищного фонда и водоснабжения.
Плановые сроки реализации инвестиционных проектов 2013 - 2016 годы.
Все вышеуказанные объекты на территории муниципального образования «Новосокольнический район» построены в соответствии с проектно-сметной документацией в сроки, предусмотренные заключенными муниципальными контрактами.
Для прекращения статуса «незавершенное строительство» объектов необходимо провести кадастровые работы по постановке их на кадастровый учет, что требует значительных финансовых средств.
В настоящее время Администрация Новосокольнического района завершает работы по оформлению газовых распределительных сетей в собственность муниципального образования.
В 2021 году планируется осуществить государственную регистрацию объекта водоснабжения и объекта газоснабжения: распределительный газопровод природного газа.
Муниципальным образованием «Псковский район» в «Сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объекты незавершенного строительства» (ф. №0503190) за 2019 год отражены вложения по 13 объектам на общую сумму 304,6 млн. рублей, в том числе следующие объекты:
- Строительство детского сада на 120 мест (Псковский район, д. Портянниково). Сметная стоимость объекта 84,3 млн. рублей. Срок окончания работ по муниципальному контракту на строительство объекта -23.11.2019 года.
Согласно представленной информации в результате недобросовестного исполнения подрядчиком своих обязательств по состоянию на 01.01.2020 года объем выполненных работ составил 95%. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Администрацией Псковского района 14.02.2020 года;
- Строительство детского сада на 120 мест (Псковский район, д. Родина). Сметная стоимость объекта 84,3 млн. рублей. Срок окончания работ по муниципальному контракту на строительство объекта - 20.11.2019 года.
Согласно представленной информации в результате недобросовестного исполнения подрядчиком своих обязательств по состоянию на 01.01.2020 года объем выполненных работ составил 98%. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Администрацией Псковского района 14.02.2020 года.
Распоряжением Губернатора Псковской области от 26.02.2018 года № 16-РГ «О мониторинге процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах Псковской области» утвержден перечень ответственных исполнителей за подготовку информации по показателям мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах Псковской области в части незавершенного строительства.
Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства ежеквартально представляет информацию в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Дополнительно ознакомится с информацией о результатах проверок в сфере незавершённого строительства можно ознакомиться в очередном номере Бюллетеня Счетной палаты Российской Федерации по адресу https://ach.gov.ru/statements/.